Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Сонково - Савелово - Калязин - Сонково

1 июля 2006 года

Мое путешествие началось 30 июня 2006 года на Ладожском вокзале г. Санкт-Петербурга, где я планировал сеть в поезд № 646/645 С.-Петербург - Ярославль. Поезд этот интересен тем, что следует не через Малую Вишеру - Бологое, как большинство поездов того направления, а через Будогощь - Сонково, по т.н. савеловскому или мологскому ходу.

Спустившись по наклонному пандусу на платформу, я понял, что ошибся в предположении о направлении нумерации вагонов поезда - нужный мне 10-й вагон находился вовсе не в хвосте, а в голове поезда. Быстрым шагом я направился вдоль состава. Мой 10-й вагон оказался самым первым после громко бубнящего тепловоза 2М62У-0152. Этот тепловоз, приписки ТЧ-23 Хвойная, был оборудован электропневматическим тормозом и нес на бортах гордую надпись "Пассажирский". Забегая вперед, скажу, что первое же торможение дало повод усомниться в правдивости этой надписи.

Отправился поезд по расписанию, однако в хвостовом вагоне сорвали стоп-кран и поезд остановился. При этом наш вагон несколько раз сильно дернуло вперед-назад, так, что я поначалу не понял - разгоняемся мы или тормозим. Через минуту поезд возобновил движение, а еще минуты через три в вагон прошли две девушки, и бывшие, как оказалось, виновницами срыва стоп-крана. Их история банальна - пришли на Московский вокзал (откуда все прошлые годы отправлялся поезд на Ярославль), поезда нет, посмотрели в билеты, а там написано: отправление со станции Петербруг-Ладожский...

До Мги ехали довольно медленно, после Мги разогнались до 70 - 80 км/ч и в таком темпе ехали до Будогощи. В Киришах семиминутная стоянка, тепловоз остановился напротив какого-то здания и к концу стоянки "машкино" бубнение стало меня разрдражать. Наконец поехали. На станции Пчёвжа обогнали грузовой с ВЛ15С-024 в голове. В Будогощи на станционных путях стоят три состава без локомотивов, в тупике притаился ВЛ10. Постояв положенные четыре минуты наш поезд тронулся навстречу глухомини.

После Будогощи поехали со скоростью не более 25 км/ч, путь звеньевой, балласт то песчаный, то щебеночный, вагон раскачивается. Вдоль пути сложены новые деревянные шпалы. В таком темпе едем километров тринадцать. Только на 111-м км (а Будогощь - это 98-й км.) скорость выросла до 40 км/ч, спустя 2 - 3 пикета путь стал бесстыковым. Еще через полтора-два километра разогнались за 70 км/ч. По станции Тальцы проследовали со скростью 25 км/ч. На станции стоял встречный грузовой поезд с 2М62У-0073 в голове. В составе цистерны, полувагоны, контейнеровозы, пустые вагоны для перевозки автомобилей. В Тальцах расчистили и привели в рабочее состояние один из боковых путей, который прежде был занят ржавыми вагонами. После Тальцев опять разогнались до 70 - 80 км/ч. По станции Водогон тоже ограничение скорости 25 км/ч. После о.п. 148 км путь опять становится звеньевым, скорость упала до 40 - 50 км/ч. По высокой насыпи проехали через овраг, по дну которого протекает речка Волочня. За окном промелькнул новенький модуль КТСМ. В Неболчи прибыли с 20-ти минутным опозданием, хотя из Будогощи отправлились по расписанию. В Неболчах также стоит встречный грузовой с 2М62, в составе, в основном, полувагоны под щепу. После Неболчей разогнались до 60 - 70 км/ч, путь звеньевой. За окном снова поскочил модуль КТСМ. Спустя 6 - 7 км сбросили скорость до 35 - 40 км/ч, вагон снова заметно качает. Вдоль пути сложены новые шпалы. Так едем километров 10 потом опять разгоняемся. Перед Киприей я отправлися спать.

Проснулся где-то перед Овинищем. Погода за окном не радовала - по небу плыли тяжелые свинцовые тучи. До Сонково поезд следовал со скоростью 60 - 40 км/ч путь то звеньевой, то бесстыковой. Встречных поездов не было, только в Красном Холме повстречалась путевая машина ВПР-1200.

В Сонково 2М62У-0152 отцепился и вместо него к Ярославльскому поезду прицепили секцию А тепловоза 2ТЭ10УТк-0037. Сфотографировав "полуушку" отпрвляюсь на вокзал. В зале ожидания довольно много народу, большинство из присутствующих ожидают объявления посадки на пригородный поезд до Бологое. Объявлют отправление поезда Санкт-Петербург - Ярославль. Обменяв в кассе 86 рублей 00 копеек на билет до Савелово, выхожу на платформу и начинаю осматривать составы пригородных поездов, готовящихся разъехаться по трем напрвлениям. На втором от вокзала пути стоят две группы из трех вагонов каждая. Первая группа - поезд до Весьегонска, он состоит из одного вагона местного сообщения и двух беспересадочных вагонов Москва - Весьегонск, выкрашенных в фирменные цвета поезда Москва - Рыбинск. Вторая группа - поезд до Пестово, но в ней в сначала идут два московских вагона, а местный вагон - хвостовой. На третьем от вокзала пути стоит готовый к отправлению поезд Сонково - Бологое с ДМ62-1785 во главе и семь вагонов поезда Сонково - Савелово.

Тепловоз 2ТЭ10Утк-0037 с поездом С.-Петербург - Ярославль на станции Сонково

Тепловоз М62-1785 с поездом Сонково - Бологое на станции Сонково

Водоемное здание на станции Сонково

Тепловоз М62-1738 с поездом Сонково - Савелово на станции Калязин-Пасс.

До отправления поезда на Савелово еще 40 минут и я решаю оглядеть окрестности. Напротив железнодорожного вокзала располагается маленькое здание касс автостанции и массивное здание торгового центра "Сонковский". Разделяет ж.д. вокзал и ТЦ "Сонковский" проспект Ленина, больше напоминающий обычную деревенскую улицу. Погуляв по окрестностям вокзала, направляюсь к поезду Сонково - Савелово. У входа в вагон строгая проводница проверяет билеты. Предъявляю билет и прохожу в вагон. Перед самым отправлением нашего поезда к трем вагонам на Весьегонск цепляется локомотив, старый знакомый - 2М62у-0152. Отправляемся с пятиминутным опозданием - в 7-55. Поезд петляет по стрелкам, и, выехав на главный путь, быстро набирает скорость.

Народу в вагоне мало - не более десяти человек. Прохладно. Поезд тем временем разогнался до 60 - 70 км/ч, проверили пневматические и электропневматические тормоза. Первая станция на нашем пути - Кесова Гора, оборудована электрической централизацией. На одном из путей стоит состав без локомотива. В наш вагон заходят несколько новых пассажиров. После Кесовой Горы путь звеньевой, скорость 40 - 50 км/ч. Перед станцией Мюд путь опять бесстыковой, сама станция тоже на электрической централизации, имеется два пути, третий путь разобран. Нас приняли на боковой путь. В вагон снова садятся пассажиры. Следующая станция - Кашин, она на ручных стрелках. На главном пути стоит грузовой состав с 2М62. Наш поезд останавливается у высокой платформы. При отправлении из Кашина вагон уже наполовину полон. В вагоне очень холодно, жалею что не захватил с собой свитер. На станции Калязин-Пассажирский тепловоз (ДМ62-1738) обгоняется в хвост состава. Сама станция на ручных стрелках, пути теряются в траве. После Калязина свободных мест в вагоне почти не осталось. Станция Белый Городок - три пути, электрическая централизация, все светофоры новые с прямоугольными щитками. Подъезжаем к Савелово, пассажиры проходят к выходу - через полчаса отходит электропоезд на Москву, а надо еще успеть купить билет.

Вокзал на станции Савелово

163-й километр перегона Белый Городок - Калязин-Пост

Мост через реку Волнушка. Перегон Белый Городок - Калязин-Пост

О.п. Скнятино

В Савелово я, наконец, встретился с единомышленниками - Виктором Михайловым aka awaken и Александром Легкодымовым aka BNSF. Они пошли занимать очередь у входа в вагон, а я встал в очередь за билетом. Стояние в очереди заняло минут двадцать. Несмотря на большую очередь открыто только одно окно кассы, правда работали там две кассирши - одна брала деньги, другая пробивала билет. Обилеченный, я спешу к вагону. Успеваю как раз к началу посадки. Поезд Савелово - Углич представлял из себя четыре хвостовых вагона сонковского поезда с тепловозом ДМ62-1786 в голове. По пути до Калязина я сделал несколько снимков из торцевой двери хвостового вагона. Участок Савелово - Калязин довольно дикий - линия продольного электроснабжения отстутствует, освещение станций и автоматика перездов запитана от сетей ближайших поселков, на некоторых переездах автоматика вовсе не работает. Воздушная линия связи проходит в густых зарослях и поддерживается не в лучшем состоянии. Радует только состояние пути, почти на всем участке он бесстыковой (небольшой участок "на деревяшках" есть непосредственно перед Савелово) и довольно ровный - при скорости 60 - 70 км/ч поезд идет без толчков.

Мост через реку Нерль. Перегон Белый Городок - Калязин-Пост

Мост через реку Нерль. Перегон Белый Городок - Калязин-Пост

167-й километр перегона Белый Городок - Калязин-Пост

169-й километр перегона Белый Городок - Калязин-Пост

173-й километр перегона Белый Городок - Калязин-Пост

О.п. Новокатово

Тепловоз М62-1786 с поездом Савелово - Углич на станции Калязин-Пасс.

Угличская горловина станции Калязин-Пасс.

После непродолжительного спора решаем не ехать в Углич, а выйти в Калязине. Выйдя на платформу, идем фотографировать тепловоз. Виктор попросил разрешения сфотографировать не только тепловоз но и помощника. Тепловоз снять разрешили, а помощник позировать отказался. Далее мы направились в сторону Углича с целью сфотографировать предупредительный светофор станции Калязин-Пасс, который, по предварительным сведениям, должен быть прожекторным. По пути засняли ручные стрелки в горловине станции и отправляющийся на Углич пригородный поезд. Предупредительный светофор окзался линзовым с овальным щитком. Засняв исчезающие в высокой траве рельсы, мы повернули обратно. Вернувшись на станцию Калязин-Пассажирский. Саша обнаруживает отсутствие гидроколонки, которая находилась в начале пассажирской платформы. Запечатлев здание вокзала и буфет, держим путь в сторону станции Калязин-пост.

Входной светофор станции Калязин-Пасс. со стороны Углича

Путь на Углич

Вокзал на станции Калязин-Пасс.

Буфет. Станция Калязин-Пасс.

Появляется мысль дойти пешком до моста через Волгу, пересечь ее по пролегающему рядом автомобильному мосту и ждать сонковский поезд на ближайщем остановочном пункте.

Четная (Савеловская) горловина станции Калязин-Пасс.

Грустная стрелка. Станция Калязин-Пасс.

Входной светофор станции Калязин-Пасс. со стороны ст. Калязин-Пост

Развилка. Справа уходит путь на Савелово

Станцию Калязин-Пост можно представить в виде треугольника, одну сторону которого образует двухпутный разъезд на линии Сонково - Савелово, а две другие - соединительные ветви, идущие из горловин этого разъезда на станцию Калязин-Пассажирский. В вершинах треугольника располагаются три стрелочных поста - станция полностью на ручных стрелках. Для такой станции электрическая централизация была бы как нельзя лучше - стрелочные посты расположены вдали от жилья и работать там в ночную смену - удовольствие "ниже среднего" даже для здорового мужика. Не зря же на посту, где сходятся соединительные ветви на Калязин-Пассажирский, рядом с будкой стрелочника стоит будка его четвероного лохматого сторожа.

Пути станции Калязин-Пост(Укладка)

Калязин-Пост. Направо - пути на Савелово, налево - на Калязин-Пасс.

Сонковская горловина станции Калязин-Пост(Укладка)

Тепловоз 2М62-0577 приближается к станции Калязин-Пост

Когда мы дошли до сонковской горловины станции Калязин-Пост из железной будки, являющейся стрелочным постом, вышла женщина и поставила стрелку на главный путь. Мы предположили, что ожидается поезд, однако не было уверенности, что он пойдет скоро. Поэтому было решено не останавливаться и идти дальше. Дойдя до входного светофора, мы увидели, как впереди, высоко над лесом, показался свет локомотивного прожектора. Спустя несколько минут мимо нас проследовал 2М62-0577 с грузовым составом. Пропустив поезд мы пошли дальше. Сразу после станции начинается заметный подъем к волжскому мосту. Миновали предупредительный светофор. Вдруг Виктор заметил, что на полотне, у самой подошвы рельсов, растет земляника. Попробовал ягоды, сказал, что очень вкусные. Да-а, кто бы мог подумать... Идем дальше, насыпь становится все выше и выше, слева по ходу виднеется старая насыпь, она располагается значительно ниже. Видимо, более высокую насыпь пришлось возвести после создания Угличского водохранилища и подъема воды в Волге. Наконец из-за поворота показались решетчатые пролетные строения моста. Слева вплотную к насыпи железной дороги подошла выскочивашая из-за леса автодорога. Решив не тревожить охрану железнодорожного моста мы спустились по крутому склону насыпи на автодорогу и пошли по ней. Волгу мы перескели по узкому, продуваемому штормовым ветром, пешеходному проходу на автомобильном мосту. Миновав охранную зону моста, снова вышли к линии.

Предупредительный светофор станции Калязин-Пост

Спуск от волжского моста к станции Калязин-Пост

Впереди мост через Волгу

192-й километр перегона Калязин-Пост - Кашин

Прошли переезд, впереди показалась "платформа" остановочного пункта 192-й километр. На остановочном пункте обнаружились скамеечки, усевшись на которые, мы решили перекусить.

До поезда оставалось еще более часа, а мы уже порядком замерзли - погода продолжала хмуриться. Чтобы согреться решили дойти до следующего остановочного пункта, расположенного на 195-м километре. По пути Саша обратил внимание на большое число мертвых лягушек, лежщих в колее. За разговорами о причинах появления лягушек на полотне дошли до разробранного перезда, а еще метров через четыреста мы были уже на о.п. 195 км.

О.п. 192-й километр

194-й километр перегона Калязин-Пост - Кашин

О.п. 195-й километр

Тепловоз М62-1738 с поездом Савелово - Сонково прибывает на о.п. 195 км

Скамеек на этом остановчном пункте не было, однако были доски, которые можно было полжить на бетонные блоки, стоящие вдоль пути, и сидеть. Примерно за 20 - 30 минут до прихода поезда на остановочный пункт стал стекаться народ, всего подошло около десяти человек. Как назло, под самый конец поездки небо очистилось и выглянуло солнце. Наконец, примерно в 19-30, с небольшим опозданием из кривой показался поезд Савелово - Сонково. Мы сели в третий или четвертый вагон, в котором и ехали до самого Сонково.

Из Сонково разъехались на поездах Рыбинск - Москва и Ярославль - С.-Петербург. Перед отъездом имели удовольствие наблюдать отправление грузового поезда на Бежецк с толкачем в хвосте. В качестве толкача выступала половинка 2М62-0419. Поезд Ярославль - Санкт-Петербург привел новенький ТЭП70-572, который разменяли на М62-1804, который и тянул поезд до самого Питера.

Со станции Сонково на Бежецк отправляется грузовой поезд с толкачем 2М62-0419

Тепловоз ТЭП70-0572 с поездом Ярославль - С.-Петербург прибывает на станцию Сонково

Восточная горловина станции Сонково

Тепловоз М62-1804 на с поездом Ярославль - С.-Петербург на Ладожском вокзале

На обратном пути очень долго стояли на станции Неболчи, более часа, вместо 4-х минут. Как оказалось, ждали встречный грузовой поезд. Еще около 15 минут простояли в Тальцах, на этот раз встречного не было. Перед Будогощью ехали, как всегда, 25 км/ч, по пути несколько раз встречались группы путейцев, видимо, менявших шпалы. В Будогощь прибыли с полуторачасовым опозданием, после Будогощь "машка" разгоняла поезда до 80 - 90 км/ч, окутывая просеку густым белым дымом. На станции Малукса наш поезд поставили на боковой пути и мы пропустили встречный "трансойловский" состав. В результате, к моменту прибытия на Ладожский вокзал опоздание удалось сократить до 40 минут.

 Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Hosted by uCoz