Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Окуловка - Неболчи

20 июля 2003 года

Эта поездка началась воскресным утром на автостанции города Боровичи, где я ожидал автобус сообщением Пестово - Боровичи - Новгород. Этот автобус дожен был доставить меня в Окуловку, откуда по четвергам и воскресеньям отправляется пригородный поезд № 6960 Окуловка - Неболчи.

Автобус прибыл в Окуловку в 8:30, и, выйдя из него, я скорым шагом направился к импровизированному "вокзалу". В качестве "вокзала" в Окуловке выступает цельнометаллический вагон, разделенный перегородкой на две части, в первой части к стенам приделаны металлические (или обитые металлом) скамейки - это зал ожидания, во второй части размещается касса. Подхожу к кассе и спрашиваю билет до Неболчей. Кассирша отвечает, что бланки билетов у нее закончились, и отсылает меня к проводнику. Что ж, к проводнику, так к проводнику. Прыгая через пути, иду на платформу, в это время к ней медленно подъезжает состав из тепловоза М62-1017 и одного вагона. Это и есть поезд Окуловка - Неболчи. Народу на платформе много, выделяется группа людей туристического вида с детьми, у них куча вещей - лодки, палатки и т.п.. К ним я вернусь чуть позже. Дверь вагона открывает строгая проводница при параде и требует приготовить билеты. Народ отвечает, что в кассе билетов нет, на что проводница выказывает возмущенное удивление. Тем не менее, она запускает пассажиров в вагон. Заходим, рассаживаемся. В салоне лавки, a la дизель-поезд. Под конец посадки вагон почти полон. Наконец, в 8:38,5, на 1,5 минуты раньше графика "машка" дает свисток и плавно трогается.

Пока ехали по станции, "машка" тянула в "повторно-кратковременном режиме" и при одном вагоне это было весьма ощутимо. Наконец, за окном проплыл входной светофор. Разгоняемся до 45 - 50 км/ч и проверяем тормоза. В это время проводница начинает обилечивать пассажиров. Делает она это по всей строгости, часто вступая с пассажирами в споры относительно льгот и тарифов. Билет до Неболчей обошелся в 44 рубля, в обмен на которые я получил 4 билета по 10 руб и 8 - по 50 коп. В это время тепловоз начинает тифонить и сбрасывает скорость, с откоса насыпи сходит стадо коз. Проезжаем переезд, сигнализация не работает.

Первой остановкой на нашем пути является станция Поддубье. Станция имеет путевое развитие, к ней примыкает пара подъездных путей. Пути станции используются для погрузки леса. Вообще, лес - это основной груз, отправляемый со станций линии. Вокзал очень аккуратный, судя по всему, дореволюционной постройки, из красного кирпича. В Поддубье тоже садится много народу и свободных мест в вагоне не остается. Среди пассажиров особо следует отметить путейцев. Они расположились в конце вагона и до самого Топорка к ним подсаживались их коллеги. В Поддубье села группа путейцев во главе с мастером. Мастер был занят выдачей медицинских страховых полисов от Балтийского страхового общества. Его подчиненные относились к полисам весьма скептически.

Следующей остановкой на нашем пути было Кулотино. На подъезде к Кулотино я вышел в задний тамбур, большое окно в торцевой двери и невысокая скорость ( за все время поездки более 50 км/ч не разгонялись) позволяло хорошо разглядеть путь и окрестности. Путь на всем протяжении линии звеньевой, рельсы Р50 на деревянных шпалах. Шпалы лежат на песчаном балласте. На рельсах довольно приличный накат. Вдоль железной дороги тянется ЛЭП 6 кВ, которая поддерживается в исправном состоянии, а также линия связи, в исправности которой можно усомниться: многие столбы упали и висят на проводах, линия часто скрывается в густых зарослях. Бывшая станция Кулотино Вдоль пути тянется лесок, слева по ходу поезда часто можно увидеть широкие поля: дорога проходит по берегу реки Перетна. Около Кулотино на путях работает группа путейцев в желтых жилетах. Кулотино когда-то было двухпутным разъездом с примыканием. Сейчас стрелки в горловинах сняты, боковой, ближайший к платформе, путь заржавлен и зарос травой. Вокзал деревянный. В поезд снова подсаживаются путейцы.

Cтанция Котово. Станция действует, число путей разглядеть не удалось, т.к. приняли на крайний боковой, а я сидел со стороны вокзала. Здание вокзала каменное, перед ним когда-то были клумбы. Все ровно и аккуратно. В самом поселке каменные многоэтажки. Но это и не мудрено, в поселке живут военные. В Котове мастер путейцев пытается отдать полисы работникам на станции, но в форточку ему не высунуться, в переднюю дверь входят пассажиры, а в заднем тамбуре двери заперты. Мастер мечется по вагону. В конце концов, посадка пассажиров закончена, и он выходит на платформу, общается с подчиненными. Потом возвращается в вагон и поезд отправляется. Далее происходит диалог с проводницей на тему, открыта ли дверь в заднем тамбуре или нет. В результате проводница вручает специалку, и мастер идет ее открывать. В сосновом лесу вдоль дороги мелькают дачные домики. Пассажиры говорят, что в этом году много грибов.

Бывшая станция Топорок. Кажется, когда-то был двухпутный разъезд. Деревянный вокзальчик и путейская казарма. Кто-то садится, кто-то выходит. В задний тамбур заносят путейский инструмент: лопаты, клещи для шпал, домкрат, знаки опасного места. Шаблоны путейцы держат при себе. Отправляемся из Топорка, впереди мост через Мсту. Судя по тени, мост достаточно красив. Далее углубляемся в лес. Высоту насыпи трудно определить: откосы поросли деревьями и кустами и подножья не видно. О.п. Трубец расположен в поле, вокруг несколько домов.

Путь перегона Вомпе - Зарубинская около станции Зарубинская

Станция Вомпе (Пос. Комарово) - деревянный вокзал, когда-то здесь тоже был двухпутный разъезд. Едем дальше, скорость 30 - 40 км/ч, подъезжаем к станции Зарубинская.

Централизованный стрелочный перевод на станции Зарубинская В Зарубинской меня ждал сюрприз: станция полностью на ЭЦ - в траве прячутся коробки приводов стрелок, выглядывают синие глазки маневровых светофоров. Вообще Зарубинская - самая большая станция участка, она имеет три приемоотправочных пути. На станции ведется погрузка леса, есть подъездной путь к песчаному карьеру. Вокзал из белого кирпича, сооружен, видимо, при монтаже ЭЦ. При отправлении поезд провожает дежурная со свернутым желтым флагом.

Пути станции Гамзино (вид в строну Окуловки)
Вокзал на станции Гамзино Станция Гамзино - тоже на ЭЦ, три приемоотправочных пути, один из которых, правда, отведен под погрузку леса, рельсы Р65, ЖБ шпалы. Длина путей около 800 м. Вокзал деревянный, стоит на некотором возвышении в тени деревьев. Здесь еще один сюрприз.Тепловоз М62-1017 с пригородным поездом Окуловка-Неболчи на станции Гамзино Грузовой поезд с тепловозом ТЭМ2УМ прибывает на станцию Гамзино Путейцы говорят, что с Неболчей вышла "гонялка" и мы будем ее ждать. На вопрос о том, что представляет собой эта "гонялка" путейцы отвечают путано: то ли путеизмеритель, то ли дрезина, то ли грузовой состав. В вагоне становится душно и пассажиры выходият погулять. Ждем гонялку. Наконец, в 11:25 в горловине показывается красный ТЭМ2УМ с десятком грузовых вагонов. Возвращаемся в вагон. Трогаемся в 11:32.

Какой-то мужчина спрашивает меня, не из Неболчей ли я. Я отвечаю, что нет, и интересуюсь в чем дело. Оказывается несколько семей из Мариуполя, увлекающихся водным туризмом, едут с детьми в двухнедельный поход по реке Песь. Сейчас им надо узнать, как добраться из Неболчей в Анциферово. Мужик говорит, что им очень повезло, так как они не знали, что поезд ходит только два раза в неделю. К радости "водников" у меня с собой был "дунаевский" атлас новгородской области и расписание поездов по мологскому ходу, предоставленное авторами сайта "Савеловская глухомань". Листок с расписанием, в конечном счете, я им подарил. За разговорами мы подъехали к Любытино.

В Любытино станции нет, правда есть разрушенная гидроколонна, ее колодец стал ямой для мусора. Стоянка в Любытино невелика, но там выходит часть путейцев. Дальше мы отправляемся на самый глухой участок линии. В кривых скорость не больше 20 км/ч, слышен сильный скрип, наконец, выезжаем на прямой участок, разгоняемся до 30 - 40. Углубляемся в густой лес, откосы насыпей и выемок покрыты густыми зарослями, ветки хлещут по стенкам вагона. Вскоре прямой участок заканчиваются и начинаются достаточно крутые кривые, скорость снижается до 20 км/ч. Низкая скорость позволяет лучше разглядеть состояние пути. Видно, что многие костыли, прикрепляющие прокладку (не рельс!) к шпале вышли на 2 - 3 см, иные шпалы треснули, часто шпалы лежат не параллельно. Встречаются среди них и новые шпалы, вокруг них следы недавних земляных работ. Также вдоль пути можно встретить свежеустановленные металлические ящички размером примерно 20 х 20 х 50 см, укрепленные на металлических столбиках на высоте ок. 1 м над землей. Интересно, что это такое?

Бывшее служебное здание на станции Чадково Перегон Щегрино - Чадково На скорости 20 км/ч прибываем на бывший двухпутный разъезд Чадково. Деревянное станционное здание разгромлено, на месте разобранного бокового пути растут высокие кусты. На подходах к станции стоят ржавые выходные светофоры. На платформе бабушки прощаются с внуками, народу садится много. При отправлении из Чадково тепловоз неожиданно заглох. Через две минуты дизель запустили, и мы возобновили движение. Поезд делает неплановую остановку на 77 км, путейцы через задний тамбур, забирая инструменты, покидают вагон. Кривых здесь мало и скорость поднимается до 30 - 35 км/ч. На подъезде к ст. Перница снова ограничение скорости - 15 км/ч, огибаем озеро Ваган, кривые крутые, сильный скрип. Проезжаем какое-то разобранное примыкание. Его можно заметить только по удлиненным шпалам в месте расположения бывшего стрелочного перевода. На подходе к Пернице ржавые предупредительный и входной светофоры. Перница тоже когда-то была двухпутным разъездом.

В Пернице вагон полностью заполнен, люди нервничают, боятся не успеть на пригородный Хвойная - Будогощь. Многие из них едут в Санкт-Петербург. На подходе к Неболчам линия огибает реку Мда, здесь скорость падает до скорости пешехода - 7 - 10 км/ч. Так едем километра 1,5 - 2. Пассажиры нервничают все сильнее. Насыпь проходит по крутому и высокому берегу Мды, и видно, что она потихоньку сползает в реку. После о. п. 99 км некоторое время поезд едет медленно (опять кривая), потом разгоняемся до 45 и приближаемся к ст. Неболчи. Справа по ходу поезда показывается путь линии Будогощь - Хвойная, на деревянных шпалах утопающих в траве. Примерно с километр линии идут рядом, потом входные светофоры, стрелки. Все стрелки в Неболчах ручные и, как мне показалось, ни на одной из них нет светового указателя. В Неболчах стоит "машка" с "путемером" и какой-то строительно-монтажный поезд. В его составе раскаточная платформа с кабелем. Мачтовые выходные только на главных путях Мологской и Окуловской линии, на остальных - карликовые. Три мачтовых светофора имеют прямоугольные щитки, один, круглый. Останавливаемся около деревянного вокзала.

Наш поезд прибыл в Неболчи в 13:25, на 1:15 позже расписания. Народ выходит из поезда и распределяется по платформе в ожидании пригородного на Будогощь. М62-1017 отцепился от нашего вагончика и поехал в западную горловину станции. Наконец, в восточной горловине показался пригородный Хвойная - Будогощь - какой-то мальчик на платформе кричит: "Папа, поезд!". Я стою у вокзала и мне увидеть этот поезд мешает вышеупомянутый вагон и строительно-монтажный поезд. Тепловоз М62-1808 с поездом Хвойная - Будогощь на станции Неболчи Но вот хвойненский пригородный уже останавливается чуть встороне от вокзала - где народу побольше. Поезд состоит из двух вагонов - межобластного ("сидячего") и "гомельского" - с лавками как в дизель-поезде. Ведет поезд М62-1808 с трафаретами "пассажирский" и "депо Хвойная", у переднего буферного бруса виднеется тормозной рукав, обвитый проводом ЭПТ. Начинается посадка. Посадив всех пассажиров, пригородный уходит на Будогощь. В восточной горловине тоже раздается гудок - это уходит на окуловскую ветку "машка" с вагоном вагон-путеизмерителем. 1017-я "машка", тем временем, выходит на главный путь мологского хода и следует по нему в восточную горловину, минуты через три она прицепляется к окуловскому вагончику, после чего ее дизель замолкает. Я захожу на вокзал, дверь вокзала открывается с трудом, видно, что ее недавно обтесали, однако с непривычки кажется, что она заперта. Наконец, после сильного рывка она отворяется и я вхожу в прохладный и сумрачный зал ожидания. В нем сидит всего два человека. В маленькое окошечко кассы можно заглянуть только согнувшись. Объявление рядом с окошком гласит, что билеты на поезд Санкт-Петербург - Пестово продаются до 17:30 (сам поезд прибывает в Неболчи в два часа ночи), ночью вокзал закрыт. На скамейке у вокзала, в ожидании поезда на Анциферово, расположились туристы-водники, они, наконец, перетащили все свои рюкзаки, лодки и палатки и начали обедать. Я сел рядом и стал ждать автобуса Бокситогорск - Боровичи. Автобусы в Неболчах останавливаются на площади у вокзала. Первым к вокзалу подрулил автобус из Новгорода, минут 15 прибыл и автобус Бокситогорск - Боровичи. Еще полчаса спустя этот автобус уже увозил меня в сторону Боровичей.

 Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Hosted by uCoz