Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Великие Луки - Бологое

5 - 6 августа 2005 года

Поездка по Бологое-Полоцкой линии планировалась с конца весны, однако осуществить эти планы удалось только в начале августа. Поездку запланировали на 5 - 6 августа. Чем ближе был срок начала поездки, тем хуже становилась погода. 5 августа в Петербурге с самого утра шел дождь и небо было затянуто серыми тучами. Поэтому я был несказанно рад, когда выйдя со станции метро Пушкинская, я увидел в просветлевшем небе сияющее солнце.

Из Петербурга отправились по расписанию в 17-24, но проехав метров 150 остановились и простояли еще минут 8. Наш поезд, включавший в себя 20 или 21 вагон, тянул ТЭП70-0092 приписки ТЧ-14 ОКТ. Рядом, с поездом СПБ - Гомель стоял ТЭП70-0071 того же депо. Кроме того, около моста через Обводный стояли холодные ТЭП70-0365 и ТЭП70-0367. Несмотря на тяжелый состав разгонялись довольно быстро, не ЧС6, конечно, и не ЧС2Т, но тем не менее… Впрочем большой скорости так и не набрали, 60 км/ч, не более. Около платформы Воздухоплавательный парк опробовали пневматические тормоза, скорость упала километров до 30 в час. Снова разгоняемся, на этот раз менее интенсивно. Электрички на этих перегонах быстрее бегают. Около платформы Купчино пробуем ЭПТ. На станции Кобралово сбрасываем скорость, пересекаем второй главный путь и выезжаем на соединительную ветку Витебского и Нарвского ходов. Едем медленно, не более 25 - 30 км/ч. Выезжаем на Нарвский ход, проезжаем под путями Витебского направления. На станции Владимирская нам повстречался, "смотрящий" в сторону Новолисино, ВЛ15-044 с составом полувагонов. После Владимирской неторопливо разогнались до 70 - 80 км/ч. Станцию Фрезерный проследовали на высокой скорости, однако через полкилометра следует интенсивное торможение, и вот уже наш поезд со скрипом выезжает на соединительную ветвь Нарвского и Варшавского ходов. Спустя 5 минут выезжаем на Варшавский ход, разгоняемся до сотни. Линия пустынна, по пути до Луги навстречу нам попадались только электрички, после Луги встречных поездов не было вовсе. При наборе позиций наш тепловоз сильно дымил, особенно запомнился разгон перед Мшинской, когда поезд окутали клубы густого черного дыма, как на пожаре.

Первая остановка у нашего поезда была в Луге. В Лугу прибыли точно по расписанию, таким образом, восьмиминутное опоздание было ликвидировано. При выезде со станции мое внимание привлек крутой подъем при въезде в Лугу со стороны Луги-второй, интересно сколько там тысячных?

Едем по однопутке. Скорость небольшая - 50 - 60 км/ч, это и не мудрено, участок Луга - Разъезд 144 км располагается на подъеме. Спустя несколько километров слева показывается давно недействующий соединительный путь Луга II - Разъезд 144 км. Еще через несколько километров мы проезжаем и сам Разъезд 144 км, также недействующий. Вдоль всей лини от Петербурга до Пскова протянута волоконно-оптическая линия связи. Проводная линия связи местами полностью разобрана, местами же еще можно встретить покосившиеся столбы с множеством проводов.

Останавливаемся на станции Серебрянка. Короткая стоянка и снова в путь. На следующей станции, - Лямцево, однопутная линия вновь становится двухпутной. На всех станциях, кроме Плюссы, наш поезд останавливался на главном пути. Боковые пути станций ржавеют и зарастают травой, вместо исторических зданий вокзалов на глаза попадались, в основном, железобетонные коробки постов централизации. Скорость на перегонах 60 - 70 км/ч, где-то после Лапино поехали быстрее, стали разгоняться и до 100 км/ч. После станции Молоди линия вновь становится однопутной, однако насыпь под второй путь тянулась до Черняковиц.

В Псков прибыли, опять таки, по расписанию, в 22-39. Здесь была получасовая стоянка поэтому мы с Андреем aka ParovoZZ прогулялись по платформе. В 22-44, с небольшим опозданием, отправились в сторону Дно. На улице совсем стемнело, народ стал активно готовится ко сну. Несколько минут постояли на станции Березки, мимо проследовал синий "боинг" с бочками. После станции Карамышево я лег спать.

Проснулся я перед самыми Новосокольниками. Небо за окном было вновь серым, шел дождь. Наш поезд стоял на боковом пути станции Шубино. На другом боковом пути стоял грузовой поезд в сторону Дно. Со свистом проскочил пассажирский на Питер, потом отправился грузовой. Наконец поехали и мы. Спустя 15 - 20 минут, с опозданием на 10 минут, мы прибыли в Новосокольники. Там Станция Воробецкаяпростояли еще минут 25, наконец, приблизительно в 6-35 отправились в сторону Великих Лук. В депо Новосокольники были замечены два ТЭП60 в окраске БЧ. На станции Гущино нам повстречался грузовой поезд ведомый 2ТЭ116-070. В поезде были цистерны, полувагоны и контейнеры. На станции Воробецкая нас скрестили с неким пассажирским поездом под ТЭП70. Наконец в 7-12 мы прибыли в Великие Луки.

Погода нас не баловала - небо было серым, моросил дождик. Вышли из поезда, подтянулись к вокзалу, где и встретились с Виктором и Александром. Они рассказали нам о своих злоключениях с милицией, упомянув про "получение в тыкву" и "15 лет расстрела". Вчетвером зашли на вокзал, с помощью представителя местных сил правопорядка нашли билетную кассу.Станция Великие Луки В кассе узнали, что до Бологое, куда мы и собирались ехать, билеты продаются через Экспресс, но можно взять пригородный билет до Торопца, а дальше купить в вагоне. Мы так и поступили. Билет до Торопца обошелся каждому из нас в 48 рублей. Выйдя из вокзала поднялись на пешеходный мостик, чтобы взглянуть на станцию. С мостика Виктор снял головной вагон дизель-поезда, стоящий на территории ЛРЗ, а я - великолукский вокзал.

Побродив еще некоторое время по станции, пошли на посадку в поезд, стоящий на Бологовской (южной) стороне Великолукского вокзала. Поезд Великие Луки - Бологое состоял из шести сидячих вагонов, в голове был прицеплен ТЭП70-0244. По предложению Виктора решили садиться в первый вагон, дабы насладиться звуками дизеля ТЭП70. Пассажиров было много, в нашем вагоне все места были заняты. Мы разместились возле открытого окна, правда, предварительно пришлось вытирать сидение, обильно залитое дождем. Странно, неужели никто не догадался закрыть окно? Спустя некоторое время секрет окна был разгадан, но об этом позже.

Отправились почти по расписанию. На первой остановке около локомотивного депо в вагон село еще несколько человек, которым пришлось стоять в проходе. Бывшая станция ВеликопольеВот в стороне остались пути московско-рижского хода и колеса поезда застучали по звеньевому пути.Казарма на бывшем разъезде 282 км Скорость небольшая - 40 - 50 км/ч. Останавливаемся у безымянных платформочек. В 8-57 мы достигли бывшей станции Великополье. Когда-то на станции были несколько приемоотправочных путей. Теперь они ржавеют почти полностью скрытые травой. Отправляемся после непродолжительной стоянки. Останавливаемся на раз. 285 км и о.п. 282 км.

Посадка-высадка на станции НазимовоВ 9-28 прибываем на первую действующую станцию Назимово. Станция оборудована электрической централизацией. В великолукской горловине выходные светофоры нескольких путей размещены на металлической консоли. До Назимово из Великих Лук и обратно ходит пригородный поезд, обычно на нем люди ездят на работу в Луки. Населенность нашего вагона к Назимово уже сильно уменьшилась, грибники и ягодники в большинстве своем покинули вагон. К сожалению, вокзал в Назимово я снять не успел.

Бывший разъезд БубновоДальше на нашем пути лежал бывший разъезд Бубново. Разъезд давно упразднен, в траве виднеются шпалы когда-то державшие на себе рельсы бокового пути. Где-то около Бубново проводница потребовала от нас закрыть окно. Нам, естественно, этого делать не хотелось, ибо мы теряли возможность оперативно снимать объекты вдоль линии. Однако я решил продемонстрировать покладистость и попытался закрыть окно. Не тут то было. Рама упорно не хотела идти вверх. Мы попробовали закрыть его вдвоем, втроем... Все напрасно. Проводница подергала окно сама, потом пригласила мужичка, который, судя по речам и "благоуханию", продолжал отмечать День ВДВ. Все напрасно. К нашей великой радости окно не закрывалось.

Бывший разъезд 265 кмНеобходимо отметить, что насыпь на всем протяжении линии от Великих Лук до Бологое построена под два пути. На месте "перспективного" второго пути проходит линия электропередачи 6 кВ для питания устройств СЦБ, освещения платформ и переездов.

Посадка-высадка на бывшей станции СкворцовоСледующая остановка - Разъезд 265 км. Судя по всему, боковой путь здесь разобран очень давно.

Бывшая станция Скворцово - перед глазами проскочил красивый деревянный вокзал. Проскочил, и скрылся за деревьями. Небольшая стоянка для высадки-посадки пассажиров и мы едем дальше.

Приблизительно за 2 километра до о.п. Раз. 251 км звеньевой путь сменился бесстыковым. Был ли когда-либо на этом "разъезде" боковой путь установить не удалось. Примерно через 5 км после остановочного пункта путь снова стал звеньевым. Обозначенный на карте разъезд 241 км не оставил каких-либо следов в моей памяти.

Четный входной светофор станции ТоропецПриближалась станция Торопец. Вот и предупредительный светофор. Входной светофор линзовый, на нем горели два желтых. Вокзал на станции Торопец выкрашен в светло-зеленый цвет. На платформе довольно много народу. Станция имеет пять или шесть путей, часть из них заняты порожними вагонами для перевозки леса, полувагонами, хопперами. В Торопце простояли 5 - 7 минут. Перед самым отправлением в вагон вновь зашла проводница и стала продавать билеты. Мы взяли билеты до Бологое. Так как билетопечатающая машинка рассчитана только на 180 км, каждому из нас в обмен на 144 рубля было выдано два билета. Один билет на 180 км, а другой на 56. Наконец поезд тронулся.

Бывшая станция МартисовоОт Торопца и до самого Бологое уложен бесстыковой путь. Скорость стала повеселее - 60 км/ч, а иногда и больше. Станция Мартисово упразднена, в траве виднеются остатки боковых путей. Вокзала не видно (разрушен ?).

Примерно за 3 - 4 км до о.п. 210 км сбрасываем скорость с 60 до 40 км/ч. Впереди знак "Начало опасного места". По мосту проезжаем через озерную протоку. Насыпь достаточно высокая 6 - 8 метров, в нескольких местах она подсыпана песком. Был ли о.п. 210 км когда-либо разъездом, установить не удалось. Около самого о.п. 210 км обнаружены остатки узкоколейки, в частности, кузов вагона ПВ-51.

Недействующий предупредительный светофор бывшей станции Гладкий ЛогНа подходе к бывшей станции Гладкий Лог нам повстречался недействующий прожекторный предупредительный светофор. На самой станции слева по ходу поезда видны останки бокового пути. В районе 200-го километра снова ограничение скорости, насыпь подсыпана песком. На упраздненном разъезде 198 км боковой путь когда-то был на железобетонных(!) шпалах. После этого, ныне закрытого, разъезда наш поезд снова разгоняется, приближаясь к Андреаполю.

Пути станции АндреапольТепловозы ТЭМ2-ХХХ и ТЭП70-360 на станции АндреапольВот и Андреаполь.. Здесь должно произойти скрещение с поездом №612 Санкт-Петербург - Великие Луки. Станция на ручных стрелках, видны два боковых, приемоотправочных пути. На одном из них стоит поезд Санкт-Петербург - Великие Луки с тепловозом ТЭП70-0360 в голове, на другом одиночный ТЭМ2.Вокзал и платформа на станции Андреаполь В Андреаполе мы простояли 3 - 5 минут, после чего двинулись дальше.

"Пассажирское здание" на бывшей станции ОхватСтанция Охват закрыта. Вместо вокзала у платформы стоит некая дырявая будочка, несущая на себе табличку с названием остановочного пункта. После станции Охват обнаружилось примыкание подъездного пути к леспромхозу. Стрелка на главном пути есть, но вот зашита она или нет - неизвестно.

Скорость на перегоне Андреаполь - Соблаго достаточно высокая - 60 - 70 км/ч. На закрытом разъезде 161 км виднеются останки бокового пути.

Вокзал на станции СоблагоСоблаго. Вид в сторону Бологое и ТоржкаВот и Соблаго, станция где примыкает "семафорная ветка" Торжок - Кувшиново - Соблаго. Станция тоже на ручных стрелках, наш поезд под два желтых огня входного светофора прибывает на второй от вокзала путь. В Соблаго поезд Великие Луки - Бологое имеет получасовую стоянкуТепловоз ТЭП70-0244 с пригородным поездом Великие Луки - Бологое на станции СоблагоСоблаго. для скрещения с поездом Бологое - Великие Луки. Учитывая это обстоятельство, мы выходим прогуляться по станции и окрестностям. Из-за опоздания встречного в Соблаго мы простояли на десять минут дольше, отправились приблизительно в 13-40. Выехали со станции, вправо уходит путь на Торжок. Рельсы пути заржавлены, накат слабо различим.

Вокзал на станции ПеноСтанция Пено тоже действует. Ручные стрелки, каменный, свежеокрашенный, вокзал. Примерно через полкилометра после станции по мосту проезжаем через Верхневолжское водохранилище.Служебное здание на бывшей станции Сигово

Станция Сигово упразднена. Короткая стоянка и наш поезд отправляется дальше - в Осташков. В тени берез прячется небольшой домик, несущий на себе табличку с названием.

Вокзал на станции ОсташковНа подъезде к Осташкову нас встретил Бологовская горловина станции Осташковновый предупредительный светофор с квадратным щитком, проехали переезд с разрушенной будкой дежурного. Вот и станция, на входном светофоре два желтых огня, нас принимают на ближайший к вокзалу путь. Осташков на ручных стрелках,Стрелочный пост на станции Осташков справа видны останки бывшего локомотивного депо. На станции стоит одинокий пассажирский вагон, несколько хопперов, крытые вагоны-теплушки. Народу на перроне много, в наш вагон садятся несколько новых пассажиров.

Прибыв в Осташков в 14-30, мы простояли там до 15-15, отправившись с опозданием в 42 минуты. Никаких встречных поездов за это время не прошло. Причина стоянки так и осталась невыясненной.

Спустя примерно 0,5 км от станции справа показался некий путь, видимо тот, который на картах показывают в виде дуги, обходящей станцию Осташков. Путь этот должен был влиться в главный, но стрелочный перевод был снят. Разгонались до 60 км/ч, опробовали тормоза. Слева показалась темно-синяя гладь озера Селигер. Озеро потрясает своими размерами. После Осташкова путь стал более извилистым, что называется "из кривой в кривую". Регулярно раздавался скрип гребней бандажей о рельсы. На разъезде 104 км когда-то было боковой путь, сейчас он, естественно, разобран.Некий сарайчик на бывшей станции Черный Дор

Приближаемся к станции Черный Дор. Входной светофор закрещен, значит, станции больше нет. И точно, стрелки сняты, пути частично разобраны, вокзал заколочен.

И вновь наш поезд продолжает путь, петляя по извилистой колее. Насыпи здесь довольно высокие, метров шесть и выше. Скорость не более 60 км/ч, субъективно, едем медленнее, чем на участке Андреаполь - Осташков. Перед самой Горовастицей справа по ходу поезда нашим взорам представилось огромное болото, с редкими низенькими деревцами. За окном пролетел недействующий входной светофор станции Горовастица.Закрытый вокзал на бывшей станции ГоровастицаПлатформа на бывшей станции Горовастица

Пути в Горовастице тоже частично разобраны, вокзал заколочен. После отправления нашего поезда на платформе остаются несколько человек, видимо, они ожидают поезд Бологое - Осташков, курсирующий по четным числам.

Тепловоз ТЭМ2-2709 на станции ФировоСпустя примерно 25 минут после отправления из Горовастицы мы прибыли в Фирово. Наконец-то нас встречает действующий входной светофор, на нем два желтых огня. Поезд прибывает на второй от вокзала путь.Действует ли подъездной путь до поселка Выползово непонятно. Однако на станционном пути, являющимся продолжением подъездного пути до Выползово,Тепловоз 2М62-0432 с пригородным поездом Бологое - Осташков на станции ФировоНа станции Фирово стоял ТЭМ2-2709 с несколькими вагонами. На главном пути, у вокзала, стоял пригородный поезд Бологое - Осташков, состоявший из двух вагонов и тепловоза 2М62-0432. Через две минуты после прибытия нашего поезда "двойная машка" дает свисток и трогается. Спустя еще несколько минут отправляемся и мы.

Разъезд 48 км закрыт. На закрещенном четном входном светофоре жужужит зуммер, интересно, зачем его здесь поставили? Леспромхоз, расположенный рядом со станцией, действует. Наличие подъездных путей леспромхоза и примыкания к главному пути установить не удалось.

Станция Баталино действует. Ручные стрелки, красивый деревянный вокзал с башенкой. Как и на большинстве станций линии, главный путь расположен с краю, около платформы и пассажирского здания.

Станция Шлино закрыта.

Водонапорная башня на станции КуженкиноКуженкино, последняя действующая станция перед Бологое-2. Естественно ручные стрелки и деревянный вокзал. В Куженкино расположено хорошо сохранившееся водоемное здание, типовое для станций линии. На станции в поезд садится много народу, однако проводница нашего вагона уже давно не утруждала себя открытием вагонной двери, Бывший разъезд 14 кмпоэтому в нем ехало не более пятнадцати человек.

На разъезде 14 км когда-то был боковой путь, остатки его, торчат в траве.

Вокзал на станции Бологое-2Вот и Бологое-2, оно же Бологое-Полоцкое. Станция оборудована электрической централизацией, ручных стрелок уже нет. Достопримечательностью станции, несомненно,Нечетные входные светофоры станции Бологое-2 является красивый каменный вокзал. Отправляемся по команде дежурной по станции. В прежние времена от станции Бологое-2 отходили четыре пути - на станции Бологое-Московское, Бушевец и Медведево. Теперь регулярно используется только один путь, на Бологое-Московское, по которому мы и едем.

На подъезде к главному ходу, справа по ходу поезда, обнаруживается база запаса, на которой стоят тепловозы 2ТЭ10У, 2ТЭ10М, 2М62 и электровозы ВЛ10 и ВЛ10У. За базой запаса уже виднеются опоры контактной сети главного хода Петербург - Москва. В течении еще пяти - семи минут мы едем по огромной станции Бологое-Московское, мимо грузового парка, локомотивного депо. Наконец вокзал. Наш поезд прибывает к третьей платформе. Рядом у первой платформы стоит поезд Санкт-Петербург - Харьков. Мы прощаемся с проводницей, покидаем вагон, по пешеходному мосту проходим на бологовский вокзал.

Путешествие по Бологое-Полоцкой линии окончено. Дальше нам предстоит взять билеты на скоростной поезд "Аврора" и разъехаться по двум столицам, увозя с собой воспоминания о чудесных вокзалах, станциях, казармах и водонапорных башнях, затерянных в лесах Тверской и Псковской областей.

 Главная | Поездки | Фотогалерея | Ссылки | Гостевая 

Hosted by uCoz