Бокситогорск - Чагода - Пестово - Хвойная
10 - 11 июня 2007 года
10 - 11 июня сего года группа энтузиастов в составе Игоря Бекирова, Михаила Петришина и вашего покорного слуги совершила поездку по заповедным местам Ленинградской, Вологодской и Новгородской областей. Выехав за пределы Петербурга около 10 утра, мы двинулись по Мурманскому шоссе в сторону Волхова. Форсировав реку Волхов и свернув на Вологодскую трассу, мы остановились в небольшом придорожном кафе, где неплохо пообедали после чего двинулись дальше. Около 15 часов наш экипаж был уже в славном городе Тихвине. Обложив трехэтажным матом местные дорожные службы, мы пересекли по путепроводу ж.д. линию Волховстрой - Бабаево и направились в поселок Красава, проведать местную узкоколейную систему. Узкоколейка оказалась в рабочем состоянии, с неплохим накатом на рельсах. Дальнейший наш путь лежал в относительно молодой город Бокситогорск где, по нашим сведениям, работают последние в России тепловозы серии ТЭ114. По пути до Бокситогорска мы пытались осмотреть станции или остановочные пункты на линии Большой Двор - Бокситогорск, однако найти среди множества отходящих от трассы лесных дорог нужную нам не удалось. Дорожная сеть в атласе Ленинградской области и на местности отличались как небо и земля. После небольшого дорожного инцидента мы решили прекратить поиски и поспешили в Бокситогорск. Точной карты города у нас не было, двигаясь практически наугад, мы выехали в северную горловину станции Заводская. На станции стояли два ТЭМ-а (ТЭМ2У-8979 еще какой-то), а также группы полувагонов и думпкаров. Ну, и где же ТЭ114? Пройдя по станции туда-обратно и не обнаружив заветных машин, мы, все еще не оставляя надежды найти 114-е, решили проехаться по городу вдоль железнодорожных веток. Наконец на одном из переездов мы увидели ЕГО и радость наша была огромна. Как только переезд открылся, мы поехали за тепловозом и практически сразу же оказались на центральной станции Бокситогорского ППЖТ. Мы еще ехали, а я через открытое окно уже лихорадочно снимал заезжающий по состав ТЭ114-0066. Как потом оказалось - не зря, это были единственные удачные кадры с "мордой" тепловоза. Наспех припарковавшись, мы выскочили из машины, на ходу готовя фото-видеотехнику. Наше импульсивное поведение вызвало серьезную озабоченность у дежурной по станции, которая поинтересовалась целью нашего визита, и просила немедленно прекратить съемку. Однако просила она ненастойчиво и на вопрос: "Можно ли снять редкую машину?", ответила: "Ну, не знаю", что было воспринято нами как молчаливое согласие. Тепловоз тем временем прицепился, "взял на воздух" группу вагонов, после чего тронулся и потащил ее в горловину станции. Мы начали съемку. Проезжая мимо нас, машинист ТЭ114 одобрительно кивнул. Выехав за светофор, тепловоз остановился и начал осаживать вагоны на другой путь. Стало ясно, что он производит маневры.
|
|
|
|
Тепловоз ТЭ114-0066 на станции Бокситогорск |
Депо Бокситогорск |
Тепловоз ТЭ114-0066 на станции Бокситогорск |
Тепловозы ТЭ114-0066 и ТЭМ2-8979 на станции Бокситогорск |
Станция Бокситогорск имеет порядка шести путей, достаточно длинную пассажирскую платформу. Функционирует электрическая централизация стрелок и сигналов. Около платформы находится комплекс кирпичных зданий, в которых, видимо и находится управление ППЖТ. С другой стороны от станционных путей располагаются корпуса локомотивного депо. Наснимав вдоволь ТЭ114, мы продолжили свой путь. Следующим пунктом нашего маршрута был поселок Коли, где по нашим данным существовала небольшая узкоколейка. Когда мы приехали в Коли, выяснилось, что узкоколейка совсем недавно была закрыта, пути уже разобраны. В день нашего приезда один из тепловозов ТУ6 был разрезан.
Отсняв то, что осталось от узкоколейного тепловоза и тяжело вздохнув на прощание, мы направились в рабочий посёлок Сазоново, желая запечатлеть там отправление грузопассажирского поезда Хвойная - Чагода - Подборовье со станции Огарёво. Однако время поджимало и, опасаясь опоздать к отправлению поезда из Огарёво, мы приняли решение ехать сразу в рабочий посёлок Чагода. Проезжая по Чагоде, на подъездных путях Чагодощенского стекольного завода заметили синий ТГМ4, однако мы спешили на станцию – согласно расписанию скоро должен был прибыть поезд из Хвойной.
|
|
|
|
Вокзал на станции Чагода |
Нечетный входной семафор станции Чагода закрыт |
Нечетный входной семафор станции Чагода открыт |
Тепловоз М62-1737 с пригородным поездом прибывает на станцию Чагода |
На станции нас встретил свежевыкрашенный вокзал, дежурная по станции в разговоре с кем-то упомянула, что недавно за N-ый период времени они забрали со стекольного завода около 50 вагонов, а передали туда около 60. Вот так, значит, живет ветка. Мы же, оставив машину у вокзала, поспешили к входному семафору со стороны Огарёво. Когда мы были на полпути к нему, с противоположной стороны станции донеслись гудки, по сочетаниям которых было понятно, что там идут маневры. У семафора стало ясно, что позиция для съемки не совсем удачная: поезд должен был следовать против солнца. Михаил предложил идти в противоположную горловину, но было поздно: "запела" проволока привода семафора и его крылья поднялись. Значит, поезд был уже близко.
Мы заняли позиции и стали ждать. Поезд не заставил себя долго ждать. Он состоял из тепловозов М62-1737, М62 и одного пассажирского вагона. Запечатлев прибытие поезда (ваш покорный слуга имел неосторожность выйти на пути раньше времени, и появлением своим подпортил Михаилу видеоролик), мы пошли обратно к станции. Когда мы туда, наконец, пришли пассажирский поезд уже ушёл, а по станции, в сторону северной горловины следовала секция А тепловоза 2М62У-0193. Было решено заснять ее в горловине. Сев в машину, мы за несколько минут достигли переезда у северной горловины.
"Полумашка" тем временем прицепилась к составу стоявшему на станции и заглушила дизель.
|
|
|
|
На станции Чагода... |
Нечетная (Огарёвская) горловина станции Чагода |
Перегон Подборовье - Чагода |
Перегон Чагода - Подборовье |
Мы загорелись сильным желанием отснять ее отправление на Подборовье, однако ждать этого придется до тех пор, пока грузопассажирский не освободит перегон Чагода – Подборовье, то есть не менее полутора часов. В поисках подходящего места съемки мы отправились в путешествие по лесным грунтовкам и через некоторое время выехали к линии. Теперь оставалось только ждать. Время шло медленно, темнело, активизировались комары. Вот уже и 1,5 часа прошли, но на станции все было тихо. Спустя еще 10 минут, в 22-15 было решено "сниматься с якоря". Поплутав еще немного по лесным дорогам, заехав на чей-то задний двор, мы, наконец, выехали обратно к переезду. Сфотографировав "полумашку" на станции в условиях плохого освещения, раздосадованные, мы поехали искать продовольственный магазин. Найти работающий продмаг в Чагоде в одиннадцатом часу вечера не удалось. Несмотря на поздний час, решили совершить еще один рывок и добраться до Устюжны, а то и до Пестово, где и заночевать в гостинице. По Вологодской трассе ехали весьма быстро, руководствуясь принципом: "Больше гари - меньше ям!", из-за чего и проскочили поворот на Устюжну. Пришлось разворачиваться и возвращаться. Устюжна встретила нас темными, пустыми улицами и, наверное, потому мы решили ехать дальше - в Пестово, до которого оставалось не более 60 километров. Как оказалось впоследствии, это было не самое лучшее решение. На границе Вологодской и Новгородской областей дорога испортилась и наша скорость резко снизилась. Не знаю, как спалось в эту ночь Пестовским дорожникам, но поминали мы их весьма недобрыми словами. В самый молодой город Новгородской области мы прибыли около 2 часов ночи.
|
|
|
|
Четный (со стороны Подборовья) входной семафор станции Чагода |
Тепловоз 2М62У-0193(А) на станции Чагода |
Четная (Абросовская) горловина станции Пестово |
Водоемное здание на станции Пестово |
По городу, группами по три – пять человек, бродила местная молодежь, среди темных окон жилых домов периодически встречались освещенные окна ночных магазинов. У продавцов этих магазинов мы и стали узнавать, где бы найти гостиницу. Благодаря их указаниям нашли мы ее довольно быстро. Пестовская гостиница размещалась в небольшом двухэтажном здании. Судя по окнам, внутри или никого нет, или все спят глубоким сном. Подошли к дверям. Около них бумажка с двумя телефонами: мобильным "мегафоновским" и местным, рядом надпись: "Звони". Позвонили. На том конце нам напомнили, что сейчас два часа ночи и что гостиница по тех. причинам не работает. Поиски альтернативных гостиниц не увенчались успехом. Решили выехать из города по Хвойненской дороге и заночевать где-нибудь в поле, в палатке. Заехали на окраину деревни Дмитровское, сил ставить платку уже не было, да и местность к этому не располагала, поэтому заночевали прямо в машине, в весьма неудобных позах. Особенно страдал Миша, ибо с его комплекцией нормально устроиться на заднем сидении было весьма затруднительно. Сон наш был беспокойный. Рядом проходила железная дорога, и пока мы ночевали, мимо проследовали три грузовых поезда, два из них точно в направлении Пестово. Поднялись около 9 утра, долго пытались привести себя в тонус. Удалось с большим трудом. Собравшись, поехали обратно в Пестово с целью позавтракать и начать осмотр железнодорожной линии Пестово - Хвойная. Позавтракали в "Столовой № 1" на Комсомольской улице. Сходили на станцию, сделали несколько кадров, после чего выехали в направлении Хвойной.
|
|
|
|
Перегон Пестово - Абросово |
Остановочный пункт 312-й километр |
Остановочный пункт 309-й километр |
Когда-то здесь была горловина станции Дуневка... |
Как следовало из расписания, в ближайшее время в Пестово должен был прибыть пригородный поезд из Хвойной. Его мы решили подкараулить на о.п. 312 км, что в нескольких километрах от Пестово. По расчетам, в запасе у нас должно быть около пяти минут. Каково же было наше огорчение, когда, подъезжая к о.п. 312 км, мы увидели медленно разгоняющийся М62-1742 с одним вагоном. Нам осталось только сфотографировать платформу и ехать дальше. Следующим на нашем пути был о.п. 309 км. Дальше пути автомобильной и железной дорог расходились. Для того чтобы добраться до бывшего разъезда Дуневка, нам пришлось свернуть с трассы и проехать пару километров по грунтовке. О далёком, "станционном", прошлом в Дуневке напоминали будочка стрелочного поста, ржавый предупредительный светофор возле переезда и заколоченный деревянный вокзальчик.
Мы уже собирались уходить, когда со стороны Пестово донесся неясный шум. Поезд? Я пощупал рельсы, нет - вроде тихо. Но локомотивный свисток развеял все сомнения. Мы бросились занимать места для съемки. А вот и поезд: мимо нас стремительно пронесся М62-1742 с четырьмя гружеными вагонами-лесовозами.
|
|
|
|
Заколоченный вокзал на о.п. Дуневка |
Тепловоз М62-1742 со сборным поездом проследует о.п. Дуневка |
М. Петришин любуется видом деревни Одинцово |
Деревня Одинцово, Пестовский район |
|
|
|
|
Остановочный пункт 296-й километр |
296-й километр перегона Абросово - Пестово |
Деревня Варахино, Пестовский район |
Станция Абросово, вид в сторону Пестово |
Следующий пункт нашего маршрута: о.п. 296 км он же Варахино (по названию близлежащей деревни). Деревня Варахино находилась в стороне от дороги Пестово - Кабожа, которая после проезда Дуневки стала грейдерной. Нам в очередной раз пришлось свернуть с грейдера на лесной проселок. Перед этим мы сделали остановку на спуске перед деревней Одинцово, где попытались запечатлеть вид на лежащую внизу деревню.
По дороге к Варахино не в первый уже раз пересекли трассу нефтепровода Ярославль - Кириши. Здесь видны следы недавних земляных работ, не иначе как проложили еще одну "нитку" нефтепровода. На въезде в деревню нас приветствует самодельная табличка с надписью "Варахино" и колодец с журавлем. Выходим из машины и идем искать остановочный пункт, на нас с интересом и с подозрением смотрят местные жители: "И кто это, чего им здесь надо?" – читается в их глазах. Остановочный пункт нашли быстро, он расположен под горой, метрах в 300-х от деревни. Когда вернулись к машине, одна из женщин поинтересовалась целью нашего визита, что мы здесь фотографируем? Я ответил прямо: железную дорогу. В отличии от множества случаев, описаниями которых пестрят все форумы любителей железных дорог, нас не приняли за шпионов-террористов, а даже наоборот, прониклись уважением. Посоветовали также снять их грунтовую дорогу, ибо добраться до деревни на машине можно только в сухую погоду, после дождя же - просто беда. Что ж поделаешь, сфотографировали и грунтовку. На обратном пути к Одинцово Игорь обратил внимание на скрип в заднем левом колесе. Остановились, вывесили колесо, сняли его, осмотрели барабан, не нашли ничего необычного, собрали все обратно. Сначала скрип вроде бы исчез, но потом появился вновь. Попробовали разгоняться до высокой скорости, а потом резко тормозить. Вроде помогло, но местные жители (а "пробу тормозов" мы выполняли в населенной местности) смотрели на нашу машину с удивлением. С мыслями о колесе доехали до Абросово. Когда-то в Абросово была полноценная станция с погрузкой и выгрузкой сельскохозяйственной продукции, но сейчас там только двухпутный разъезд. Деревянный вокзальчик стоит на возвышении, пути лежат в выемке. Сняв станцию, купили в абросовском продмаге мороженое и с аппетитом съели. После чего двинули дальше - в Бургы.
|
|
|
|
Вокзал на станции Абросово |
Станция Абросово, вокзал |
Станция Абросово, вид в сторону Бугры |
Вокзал на станции Бугры, вид со стороны посёлка |
|
|
|
|
Станция Бугры, вид в сторону Кабожи |
Станция Бугры, вид в сторону Абросово |
Вокзал на станции Бугры, вид со стороны путей |
Вокзал на станции Бугры, вид со стороны путей |
В Буграх четырехпутный разъезд, боковые пути утопают в высокой траве, осуществлялись ли здесь когда-либо грузовые операции - не ясно. Станционное здание каменное, в нем находится помещение для пассажиров, помещение дежурного по станции и, судя по всему, устройства электрической централизации, которой оснащена станция. (В Абросово, кстати, аналогичная ситуация).Следующий пункт нашего маршрута о.п. 273 км (Звягино). В ряду других остановочных пунктов на линии о.п. 273 км ничем не выделяется.На переезде без умолку трезвонит переездная сигнализация, мы постояли минут пять, но поезд так и не появился. Нет, ну и ладно, следующая наша цель - Кабожа. В Кабоже нам повезло несколько больше, чем на предыдущих станциях. Еще на подъезде мы заметили, что в Пестовской горловине станции стоит двухсекционный тепловоз. Им оказался 3М62У-0098 без средней секции. Мы опять лихорадочно бросились "занимать позиции" вдоль полотна. Миша строго приказал во время прохода поезда соблюдать тишину и не шляться туда-сюда. Ожидая отправления поезда, сделали несколько "протокольных" кадров с "машкой" на станции, а также перегона Кабожа – Бургы.
|
|
|
|
Нечетная горловина станции Кабожа, вид со стороны Бугров |
Нечетная горловина станции Кабожа, вид со стороны Бугров |
Перегон Кабожа - Бугры |
Тепловоз 3М62У-0098(АБ) производит маневры на станции Кабожа |
Объявили отправление поезда со "второго от вокзала пути". Мы напряглись, ждем сигнала отправления. И сигнал раздался..., со стороны Хвойненской горловины. Наша же "машка" так и не двинулась с места. Опять облом, ну что ты будешь делать...! Постояв еще некоторое время, 0098-я вдруг свистнула, пустила дым и... начала осаживать вагоны в Хвойненскую горловину. Мы бросились к машине и поехали в Хвойненскую горловину. Когда мы туда прикатили, "машка" уже затолкала три пустых лесовозных вагона на лесопилку и готовилась отцепляться. Стало ясно, что она отцепила эти вагоны от поезда, который при нас отправился на Хвойную. Ну, маневрами с помощью двухсекционных локомотивов нас не удивишь. Отцепившись, "машка" покатила на станцию и была еще раз сфотографирована. Но ведь не могли же сюда заслать двухсекционную машину только для маневров, со сборными поездами здесь обычно работают одиночные М- и ДМ62. Наше внимание привлек достаточно длинный состав вагонов, стоявший на станции, вполне подстать двухсекционной "машке". А 0098-я тем временем уже ехала в Пестовскую горловину. Мы покатили за ней, но теперь уже по другой стороне станции. Когда мы достигли горловины, 3М62У уже прицепился к составу, привлекшему наше внимание. Интересно, что подумает бригада о трех чудаках, что катаются по всей станции за их тепловозом? Так, теперь надо определить, куда пойдет поезд: на Пестово или на Чагоду. При ручных стрелках, которыми оборудована станция Кабожа, это особого труда не составит. Маршрут был приготовлен на Чагоду. О, значит действительно, по семафорной ветке не только пригородный поезд раз в день ходит.
|
|
|
|
Тепловоз 3М62У-0098(АБ) производит маневры на станции Кабожа |
Перегон Кабожа - Огарево |
Перегон Огарёво - Кабожа |
Тепловоз 3М62У-0098(АБ) с грузовым поездом на перегоне Кабожа - Огарёво |
Мы пошли на перегон. А путь-то пора уже и отремонтировать, шпалы почти все подгнили... От станции отошли примерно на километр и стали ждать. Солнце сегодня не с нами: светит прямо в объектив. Ну что же придется потом играться уровнями и дергать гистограмму во все стороны. Когда же поезд-то отправиться, а то уж больно солнце печёт. Наконец, со стороны станции раздался протяжный свисток. 3М62У-0098, пустив облако белого дыма, начал разгонять состав, причем весьма интенсивно тут, правда, спуск свою роль сыграл. Запечатлев проход поезда, наша команда неторопливым шагом двинулась обратно на станцию. До нее оставалось еще метров 400, когда со стороны Хвойной раздался звук тифона. Судя по интенсивно нарастающему шуму, поезд должен был проследовать Кабожу сходу. Мы бросились бежать. К нашему счастью Миша, еще по пути на перегон, заметил лесную тропинку, которая должна была вести в сторону линии Кабожа - Пестово. Мы свернули на эту тропинку и понеслись вперед, перепрыгивая через упавшие деревья. Едва выскочили к линии, как из кривой показался поезд, ведомый 2М62У-0152. Скорость его была 50 - 60 км/ч, поэтому мы не успели как следует настроить нашу технику и снимки вышли посредственные, по крайней мере, у меня.
|
|
|
Тепловоз 2М62У-0152 на перегоне Кабожа - Бугры |
Тепловоз М62-1808 в депо Хвойная |
Кушаверская горловина стацнии Хвойная |
Следующей нашей целью стал рабочий посёлок Юбилейный, в окрестностях которого когда-то велась активная добыча торфа, функционировала развитая узкоколейная система. Сейчас о тех временах остается только мечтать, однако добыча торфа еще ведется и узкоколейка действует. После Юбилейного мы поспешили в Кушаверу. Согласно нашим картам в Кушаверу от деревни Минцы шла грейдерная дорога, однако нам удалось найти только весьма заросший просёлок. Решив, что план езды по просёлочным дорогам на сегодня и так перевыполнен, мы поехали в Хвойную. На станции Хвойная все было тихо и спокойно, тихо было и в депо. Сделав пару "протокольных" снимков, мы вернулись к машине. Все участники экспедиции, а в особенности Игорь, который все время был за рулем, устали. Поэтому решение возвращаться в Питер было принято без обсуждения. На память о Хвойной Михаил приобрел бутылку Хвойнинского пива. По дороге в Северную Столицу мы сделали небольшую остановку в Боровичах, где перекусили в кафе и сделали очередной "протокольный" снимок знаменитого боровичского вокзала. В Санкт-Петербург мы прибыли уже за полночь.
|