Хвойная - Пестово - Сонково
21 июля 2006 года
Проехать по участку Пестово - Сонково я планировал уже давно, правда изначально отправной точкой маршрута значилась станция Сонково. Однако недели за две до поездки, при изучении расписаний пассажирских и пригородных поездов на участке Хвойная - Пестово - Сонково, у меня в голове составился новый маршрут. Он предусматривал прибытие в Хвойную в 5-27 на поезде С.-Петербург - Пестово; в 8-45 выезд в Пестово на пригородном поезде; с 11-00 до 15-55 осмотр города Пестово, в 15-55 выезд в Сонково. Из Сонково до Санкт-Петербурга можно будет добраться на поезде Сонково - Санкт-Петербург или Ярославль - Санкт-Петербург. На приглашение в поездку, размещенное на форуме RailroadSim team, откликнулся Андрей aka ParovoZZ, с которым мы и договорились о выезде вечером 20 июля на поезде №610 Санкт-Петербург - Пестово. Несколько волновало отсутствие свободных мест на поезд Ярославль - Петербург, на котором мы планировали вернуться из Сонково. К счастью, во второй половине дня 20 июля свободные места появились, правда только со станций Северной ж.д. В связи с повышенным спросом мы решили взять обратные билеты при первой возможности - в Хвойной или в Пестово.
Встретившись в начале одиннадцатого вечера на Ладожском вокзале, мы с Андреем вышли на привокзальную площадь, где он купил напиток и фрукты в дорогу. Примерно за пятнадцать минут до отправления поезда мы спустились на платформу и прошли в наш вагон номер 2. Народу в вагоне было достаточно много: почти все места в купейной части вагона были заняты, на "боковушках" были заняты все нижние и несколько верхних мест. Отправились на несколько минут позже расписания. Потихоньку доехали до Мги, постояв там минуты три, поехали дальше. Свернув с Волховстроевского хода, поезд пошел быстрее. То ли в Сологубовке, то ли в Малуксе остановились, ожидая пока прибудет встречный поезд. Вот он уже прибыл, а мы продолжаем стоять. Еще через несколько минут встречный состав протягивается вперед, и мы отправляемся. После Киришей я начал готовится ко сну. Проснулся я в Киприи, правда, поднялся только перед станцией Песь. Пока мы собирались, поезд подъехал к Хвойной.
Хвойная встретила нас утренним холодом. Выйдя из поезда, мы направились в сторону восточной горловины станции. М62-1804 отцепился от пестовского поезда и, обогнав нас, направился в депо. Вместо него к поезду прицепился красный М62-1742. Перейдя через станционные пути, мы пошли вдоль какой-то колеи, уходящей в сторону от станции. Через пару сотен метров, выйдя на пустырь, мы увидели сломанную гидроколонку. Я предположил, что путь, вдоль которого мы шли, является одной из "сторон" оборотного треугольника депо. Так и есть, в траве показалась стрелка и второй путь, уходящий в сторону депо. Судя по наличию наката на рельсах, треугольник регулярно используется. Пойдя вдоль второй "стороны" треугольника мы вышли в локомотивное депо.
|
|
|
|
Тепловоз М62-1804 с поездом С.-Петербург - Пестово на станции Хвойная |
Восточная горловина станции Хвойная |
Гидроколонка на разворотном треугольнике депо Хвойная |
Депо Хвойная в лучах восходящего солнца |
На встречу нам, из тупика, весело бубня, выехал М62-1017. Значит, бегает еще... Поглазев на "машку" мы пошли обратно на станцию. Напротив вокзала стоял ТЭМ2-5967 с двумя вагонами. Около вагонов стояло несколько путейцев в оранжевых жилетах. Что это за поезд? В окне одного из вагонов табличка - "Хвойная - Будогощь". Странно, сейчас уже почти семь утра, а по расписанию поезд на Будогощь отправляется в 6-00. Заходим на вокзал, подходим к закрытой кассе. Объявление в окошке гласит, что предварительная продажа билетов начинается в 8-00. Что ж, мы не торопимся. Можно посидеть и погреться. Со стороны Будогощи прибыл грузовой состав. Приведший его 2М62У-0146 отцепился и направился в депо. Около половины восьмого утра объявляют о скором отправлении пригородного поезда на Будогощь. К двум вагонам, стоящим напротив вокзала, цепляется М62-1828 и в 7-32, с полуторачасовым опозданием, поезд на Будогощь отправляется.
|
|
|
|
Тепловоз М62-1017 в депо Хвойная |
Тепловоз ТЭМ2-5967 на станции Хвойная |
Тепловоз 2М62У-0146 следует в депо. Станция Хвойная |
Тепловоз М62-1828 с поездом Хвойная - Будогощь |
В 7-51, точно по расписанию, прибыл поезд из Пестово. Поезд состоял из двух вагонов и тепловоза М62-1737. "Машка" отцепилась и укатила в депо. Тем временем открылась касса, и мы встали в очередь за билетами до Пестово, а если повезет, то и на обратный поезд из Сонково. Билеты до Пестово обошлись нам по 89 рублей с носа, а вот билеты от Сонково до Питера купить не удалось. Кассирша заявила, что поезд из Сонково на Санкт-Петербург 21 июля не идет, а моя просьба посмотреть места на Ярославский поезд ее и вовсе запутала: "И зачем вам Ярославский поезд, у нас прямой поезд Пестово - Петербург ходит" Не добившись ничего путного от кассирши, мы вышли на улицу. К пестовским вагонам прицепился ТЭМ2-5967. Неужели и здесь, как в Боровичах, пригородные поезда стали возить ТЭМ-ами? Но нет, ТЭМ-ка увезла вагоны на экипировку водой. После экипировки вагоны расцепили, один оставили в начале платформы, а второй подкатили поближе к вокзалу - под посадку. Около девяти часов утра под поезд заехал М62-1745. Отправились в 9-05 с двадцатиминутным опозданием. Пассажиры сетуют на товарняки, из-за которых пассажирские поезда постоянно задерживают. Народу в поезде немного, человек двадцать, не больше. Скорость поезда 50 - 60 км/ч. На перегоне Кушавера - Кабожа обнаружился закрытый разъезд №12 - будочки стрелочных постов, заколоченное станционное здание.
|
|
|
|
Тепловоз М62-1737 на станции Хвойная |
Тепловоз М62-1745 прицепляется к поезду Хвойная - Пестово |
Перегон Кушавера - Кабожа |
Мост через реку Кобожа. Перегон Кушавера - Кабожа |
В Кабоже выходит большинство пассажиров, садившихся в Хвойной. На их место садятся пассажиры, едущие в Пестово. На перегоне Пестово - Бугры, как и на перегонах Хвойная - Кушавера и Кушавера - Кабожа, звеньевой путь, скорость поезда около 60 км/ч. На мосту через реку Левочка работает группа в оранжевых жилетах, сигналист показывает свернутый желтый флажок.
|
|
|
|
Западная горловина станции Кабожа |
Восточная горловина станции Кабожа |
Перегон Кабожа - Бугры |
Мост через реку Левочка. Перегон Кабожа - Бугры |
За окном проскочил предупредительный светофор станции Бугры. Я направляюсь в хвостовой тамбур. Станция Бугры оборудована электрической централизацией, имеется три боковых пути, один из которых, ближайший к вокзалу закрыт. На третьем пути стоит грузовой состав с 2М62У во главе.
|
|
|
|
Западная (хвойнинская) горловина станции Бугры |
Грузовой состав на станции Бугры |
Восточная (пестовская) горловина станции Бугры |
280-й километр перегона Бугры - Абросово |
После станции Бугры путь становится бесстыковым. Следующая станция на нашем пути - Абросово. Наш поезд приняли на боковой путь, второй боковой путь закрыт. Станция оборудована электрической централизацией. Проводницы ворчат: "Ну вот, опять эти грузовые, опять опоздаем"
Спустя несколько минут по громкоговорящей связи объявляют: "По первому пути грузовой напроход". Грузовой поезд оказывается сборным, ведет его красный М62-1742, тот самый, что прицепился к поезду С.-Петербург - Пестово в Хвойной. После прохода сборного отправляется и наш поезд.
|
|
|
|
Сборный поезд из Пестово проследует станцию Абросово |
Пути станции Абросово |
Вокзал на станции Абросово |
Пути станции Абросово |
На перегоне Абросово - Пестово следуем со скоростью 60 - 70 км/ч. Разъезд Дуневка закрыт, станционное здание заколочено.
|
|
|
|
296-й километр перегона Абросово - Пестово |
Остановочный пункт 296-й километр. Перегон Абросово - Пестово |
Остановочный пункт 309-й километр. Перегон Абросово - Пестово |
Остановочный пункт 312-й километр. Перегон Абросово - Пестово |
Наконец мы достигаем станции Пестово. Здесь электрической централизации нет, все стрелки ручные, без фонарей. Поезд принимают на второй от вокзала путь, на первом пути стоит состав поезда С.-Петербург - Пестово. Платформы около второго пути нет, приходится прыгать. Обходим состав питерского поезда и направляемся на вокзал, дабы еще раз попытаться купить билеты на обратный, Ярославский, поезд. Со станции Сонково мест опять нет, а вот с предшествующей Сонково станции Пищалкино доступно аж 20 нижних мест. После коротких раздумий берем билеты с Пищалкино, тем более что разница в цене всего 10 - 20 рублей. Приобретя билеты, выходим в город с желанием купить чего-нибудь поесть и попить. Походив по рынку и купив в магазине пестовского РайПО по мороженому, переходим железнодорожные пути и выходим на улицу Советскую, как оказалось, главную улицу города Пестово. На Советской улице располагаются Администрация города, кинотеатр "Россия", универсам, ЗАГС, пожарная часть и другие учреждения.
|
|
|
|
Западная горловина станции Пестово |
Водоемное здание на станции Пестово |
Пожарная часть города Пестово |
Насос-памятник. Пожарная часть города Пестово |
Дойдя до пожарной части, мы решили пойти посмотреть на реку Молога. Сделав круг по пестовским улицам, и перейдя железную дорогу около автомобильного переезда, мы таки вышли к Мологе. Перейдя реку по автомобильному мосту, направились к церкви, купола которой виднелись на окраине города. По пути заходим еще в один магазин Пестовского РайПО. Мое внимание привлекает объявление на витрине с колбасными изделиями "Продукция колбасного цеха пестовского хлебозавода" Около церкви обнаружилось небольшое кладбище. Пройдя еще немного, мы оказались в поле. Вдали виднелась стрела трубоукладчика, раздавался рокот тракторных моторов. Не иначе еще одну нитку нефтепровода кладут. Мы повернули обратно. Дойдя до переезда, принимаем решение идти к вокзалу вдоль станционных путей. Около станции обнаружилось большое количество предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой древесины. Подъездные пути этих предприятий блестят на солнце.
На вокзале обнаруживается большая очередь в кассу. Касса всего одна и в ней продают билеты, как на поезда дальнего следования, так и на пригородные поезда. Пассажиры, желающие уехать на сонковском поезде, волнуются, ведь до его отправления остается не более получаса. Наконец, билеты куплены, и мы идем к поезду. Поезд Пестово - Сонково, состоящий из одного вагона, находится на втором от вокзала пути. Залезать в вагон с земли тяжело, особенно старикам. На ближайшем к вокзалу пути продолжает стоять состав питерского поезда. Отправляемся около шестнадцати часов.
|
|
|
|
Река Молога. Окрестности города Пестово |
Мост через реку Молога. Перегон Пестово - Сандово |
Объявление в магазине Пестовского РайПО |
Перегон Пестово - Сандово |
Перегон Пестово - Сандово один из самых глухих на мологском ходу. Справа и слева от линии простираются огромные болота. Путь звеньевой, скорость 40 - 50 км/ч, но иногда падает и до 25 км/ч. Спустя час наш поезд достигает, наконец, станции Сандово, за окном проплыл сначала предупредительный, а потом и входной светофор станции. На станции ручные стрелки без фонарей. Выходных светофоров нет. Участок Пестово - Овинище оборудован электрожезловой сигнализацией и разрешением на отправление служит жезл, вручаемый машинисту дежурным по станции. В Сандово новый кирпичный вокзал и довольно ухоженная платформа. Здесь вышло большинство пассажиров, садившихся в Пестово.
|
|
|
|
Западная горловина станции Сандово |
Пути станции Сандово |
Восточная горловина станции Сандово |
Перегон Сандово - Дынино |
При отправлении из Сандово наблюдаю как дежурная по переезду, крутя рукоятку, открывает шлагбаум с ручным приводом. За окном проскочил прожекторный предупредительный светофор станции Сандово. После Сандово путь снова становится бесстыковым, соответственно и скорость побольше - 50 - 60 км/ч. Следующая станция на нашем пути - Дынино. Станция также не имеет электрической централизации и выходных светофоров. В пестовской горловине к станции подходит весьма ухоженный подъездной путь. Жилья вокруг не видно. Дежурная по станции спрашивает у проводницы, нет ли писем. "Нет, нету" - отвечает проводница. В Дынино мне довелось наблюдать передачу жезла от прибывшего поезда на отправляющийся, минуя электрожезловой аппарат. Дежурная, подняв сброшенный с нашего поезда жезл, отнесла его на ТЭМ2, стоявший на одном из боковых путей и вручила машинисту.
|
|
|
|
Западная горловина станции Дынино |
Станция Дынино |
Перегон Дынино - Овинище-2 |
Путевой пост Овинище-2. Справа примыкает путь из Весьегонска |
Станция Топорово закрыта. В траве виднеются рельсы недействующего ныне бокового пути. Следующая остановка нашего поезда - путевой пост Овинище-2. Здесь к линии Пестово - Сонково примыкает путь из Весьегонска, хотя с исторической точки зрения правильнее сказать: к линии Сонково - Весьегонск примыкает линия из Пестово. Здесь же меняется отсчет километров линии: на участке Пестово - Овинище-2 отсчет идет от Мги, а на участке Овинище-2 - Сонково - от Москвы. На путевом посту имеются две стрелки, огражденные светофорами и домик дежурного. После Овинища-2 опять начинается звеньевой путь и полуавтоматическая блокировка. На станции Овинище-1 четыре рабочих пути, включая главный, две платформы. Здесь мы простояли пять минут. Отправились по команде дежурной по станции.
|
|
|
|
Путевой пост Овинище-2 |
Пути станции Овинище-1 |
Пути станции Остолопово |
Вокзал на станции Остолопово |
Следующая станция на нашем пути - Остолопово. Здесь наш поезд задержался на целых сорок пять минут - ждали, пока впередиидущий грузовой поезд достигнет станции Красный Холм. Дождь, который начался еще в Топорово, усилился. Под проливным дождем стрелочница прошла сначала в пестовскую горловину станции, потом в сонковскую, где сделала стреклу нашему поезду. Наконец на выходном светофоре загорелся зеленый огонь, дежурный по станции вышел на платформу и дал сигнал к отправлению. Поезд тронулся.
|
|
|
|
Пасущиеся овцы. Станция Остолопово |
Южная горловина станции Остолопово |
Перегон Остолопово - Красный Холм |
Мост через реку Неледина. Красный Холм |
До Красного Холма ехали довольно быстро. На станции наш поезд приняли на главный, второй от вокзала, путь. На первом пути, около вокзала стоит грузовой поезд с 2М62У во главе. Спустя пару минут после прибытия нашего поезда, грузовой отправляется на Остолопово. В Красном Холме мы простояли еще двадцать минут. Разобранные разъезды дают о себе знать - даже при пропуске всего пяти пар грузовых поездов в сутки возникают такие задержки. По словам проводницы, они возникают весьма часто. Наконец, на платформе появляется дежурная по станции в красной фуражке с надвинутым на глаза козырьком и дает сигнал к отправлению. В Сонково прибыли, приблизительно, в 20-50. На станции в направлении Бежецка стоит наливной состав "БалтТрансСервиса" с синим 2ТЭ116-1714 в голове. Небо над Сонково хмурое, но дождя пока нет. Не успели мы дойти до восточной горловины станции, как начался дождь. Пришлось возвращаться на вокзал. В это время в хвост БТС-овскому составу заехал толкач ТЭМ2-1320 и этот состав отправился. Прибыл пригородный из Савелово.
|
|
|
|
Грузовой поезд отправляется со станции Красный Холм |
Вокзал на станции Красный Холм |
Тепловоз М62-1746 с поездом Пестово - Сонково на станции Сонково |
108-й километр перегона Тальцы - Будогощь |
Дождь утих, мы вышли на платформу. Со стороны Пищалкино прибыл еще один наливной состав "БалтТрансСервиса", потом обычный грузовой с 2ТЭ10В. Снова начался дождь. Мы спрятались под крышу вокзала и стали ждать наш поезд. Наконец объявили прибытие пригородного поезда из Бологое и пассажирского из Пищалкино. бологовский пригородный притащил М62-1842, поезд Санкт-Петербург - Ярославль прибыл под двумя секциями 2ТЭ10Ут-0012. Мы погрузились в наш двенадцатый вагон. Наше путешествие заканчивалось. Последнюю серию снимков в этой поездке я сделал на перегоне Тальцы - Будогощь, на самом "гнилом" его отрезке - от 110 км до Будогощи, где скорость ограничена 25 км/ч.
Впечатление от поездки несколько подпортил машинист 2М62У-0080, приведший наш поезд на Ладожский вокзал Санкт-Петербурга. На мой вопрос, можно ли сфотографировать его тепловоз, он резко ответил: "Нет нельзя. Железная дорога - стратегический объект." Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
|